Сложность общества и религиозная мораль

Религиозная мораль и понятие «божьей кары» за аморальные поступки появились по мере усложнения больших обществ, члены которых не были родственниками или соплеменниками, но должны были сотрудничать друг с другом.

Существует ли причинно-следственная связь между возникновением «морализаторских богов» и усложнением общества? Международная группа ученых под руководством Харви Уайтхауса (Harvey Whitehouse) из Оксфордского университета изучила этот вопрос. Они проанализировали структуру и верования в 414 сообществах из 30 регионов мира, которые существовали в последние 10 тысяч лет. Их статья
«Complex societies precede moralizing gods throughout world history» была опубликована в Nature в марте 2019 года.

Усложнение общества предшествует морализаторским богам на протяжении всей мировой истории

Происхождение религии и сложных обществ до сих пор являются эволюционными загадками. Гипотеза «морализаторских» или «нравоучительных богов» (moralizing gods) предлагает их решение. Она дает
объяснение возникновению религиозной морали, предполагая, что вера в морально озабоченных сверхъестественных существ возникла и эволюционировала в культуре, чтобы облегчить сотрудничество между
«чужими» в крупных сообществах.

Хотя предыдущие исследования предполагали связь между присутствием морализаторских богов и социальной сложностью, наличие причинно-следственной связи между ними вызывает дискуссии, и попытки ее установить до сих пор были осложнены ограничениями в наличии глобальных лонгитюдних данных.

Чтобы преодолеть эти ограничения, мы закодировали записи из 414 обществ, которые охватывают последние 10 000 лет в 30 регионах мира, используя 51 показатель социальной сложности и 4 показателя сверхъестественного принуждения к морали. Наш анализ не только подтверждает связь между морализаторскими богами и социальной сложностью, но и показывает, что морализаторские боги появляются после значительного увеличения социальной сложности, а не перед этим. В отличие от предыдущих прогнозов, мощные морализаторские
«великие боги» и просоциальных сверхъестественные наказания преимущественно появляются только после появления «мегасообществ» с населением более миллиона человек.

Морализаторские боги не является предпосылкой эволюции социальной сложности, но они могут помочь поддерживать и расширять сложные многоэтнические империи после их создания. И наоборот, ритуалы, способствующие стандартизации религиозных традиций среди большого населения, обычно предшествуют появлению морализаторских богов. Это свидетельствует о том, что само наличие ритуальных практик было важнее для начального роста социальной сложности, чем конкретное содержание религиозных верований.

Сверхъестественные агенты, которые наказывают за оскорбление веры или непослушание (например, невыполнение жертвоприношений или несоблюдение табу), широко представлены в мировой истории. Но считается, что такие божества редко наказывали моральные нарушения во взаимодействии между людьми.

Однако в последних тысячелетиях наблюдался рост и распространение нескольких «просоциальных религий», к которым относятся или мощные «морализаторские высшие боги» (МВБ: например, Бог в авраамических религиях, который карал людей не только за пренебрежение к нему, но и за неподобающее поведение по отношению друг к другу), или более общие
«широкие сверхъестественные наказания» (ШСН) за моральные нарушения (например, карма в буддизме).

Такие морализаторские боги могли стать решающим механизмом для преодоления классической «проблемы безбилетника» в крупномасштабных обществах (когда кто-то пользуется социальными благими, которые предоставляет общество, но уклоняется от их оплаты, например
— не платит налоги). Связь между морализаторскими богами и сложными обществами подтверждается двумя формами доказательств: психологическими экспериментами и кросс-культурным сравнительным анализом.

Широко обсуждается вклад теистических верований в сотрудничество, а также исторический вопрос о том, предшествовали ли морализаторские боги установлению широкомасштабного сотрудничества или же появились после него. Три недавние исследования на эту тему пришли к противоположным выводам. Одно исследование, в котором применяли филогенетические сравнительные методы для изучения исторических изменений в австронезийских религиях, сообщило, что морализаторские боги (ШСН, но не МВБ) предшествовали эволюции сложных обществ. Такой же вывод был сделан при анализе исторических и археологических данных Скандинавии эпохи викингов. В противоположность этому, исследование евразийских империй показало, что морализаторские боги следовали после
— а не предшествовали возникновению сложных, богатых обществ. Однако все эти исследования имели ограниченный географический охват и использовали индикаторы социальной сложности, которые сами авторы признают
«очень грубыми» (например, бинарная классификация обществ как высокой, так и низкой сложности).

Чтобы преодолеть эти ограничения, мы использовали «Seshat: Global History Databank», репозиторий стандартизированных данных о социальной структуре, религии и другой информации для сотен обществ на протяжении всей мировой истории. В отличие от других информационных баз, которые пытаются моделировать историю с использованием современных этнографических данных, Seshat непосредственно отбирает образцы во времени, а также в пространстве. Seshat также включает оценки экспертных разногласий и неопределенности и использует более подробные переменные, чем многие другие базы данных. Для проверки гипотезы морализаторских богов мы закодировали данные с 55 переменными из 414 политических единиц, которые охватывали 30 географических регионов с периода неолита до начала индустриальной и/или колониальной эпохи. Мы использовали недавно созданный и проверенный критерий социальной сложности, сводящий 51 переменную социальной сложности (с охватом наблюдаемого разброса) в одну главную компоненту, которую называем
«социальной сложностью». Остальные четыре переменные были выбраны для проверки подтипов МВБ и ШСН гипотезы морализаторских богов. Переменная МВБ была закодирована по стандартно используемой в литературе переменной МВБ, которая требует, чтобы высший бог, создавший и/или руководящий космосом, активно поддерживал человеческую мораль. Поскольку понятие морали является сложным, многомерным и в некоторых аспектах культурно релятивным
— а также поскольку не все морализаторские боги являются «высшими богами» — мы также закодировали три различные переменные, связанные с ШНП, которые особенно важны для социального сотрудничества: взаимность, справедливость и групповая лояльность. Для анализа эти три переменные были объединены в одну переменную ШНП. Дополнительные методологические детали, определение и обоснование, включая обсуждение отношений между МВБ, ШНП и великими богами, можно найти в приложениях
«Методы», «Дополнительная информация» и на seshatdatabank.info.
Рис. 1. Местоположение 30 отобранных регионов на карте мира, обозначенных в соответствии с доколониальными свидетельствами морализаторских богов. Площадь каждого кружочка пропорциональна социальной сложности самого раннего социального устройства с морализаторскими богами, которые были в этом регионе, или последнем доколониальном устройстве для регионов без морализаторских богов. Для регионов с доколониальными морализаторскими богами дата самых ранних свидетельств таких верований показана в тысячах лет назад, и окрашена по типу морализаторских богов. Три транснациональные религиозные системы, которые представляют первое появление морализаторских богов в более чем одном регионе
— зороастризм, авраамические религии (иудаизм, ислам и христианство) и буддизм — окрашены, соответственно, в красный, оранжевый и синий цвета; другие местные религиозные системы с верой в «морализаторских высших богов» или
«широкие сверхъестественные наказания» окрашены, соответственно, в желтый и фиолетовый цвета. Рисунок показывает, что впервые богиня, наказывающая за моральные прегрешения, появилась в древнем Египте, около 4,8 тысяч лет назад. Затем морализирующие боги возникли в Месопотамии, около 4,2 тысяч лет назад; в Анатолии, 3,5 тысячелетия назад, и в Китае примерно три тысячи лет назад.

На рис. 1 показано временное и географическое распределение проявлений морализаторских богов в нашей выборке. Хотя общества во всех 30 регионах имели верования об умиротворении сверхъестественных агентов посредством выполнения ритуалов, в 10 из 30 регионов не было никаких доказательств морализации богов до подчинения регионов колониальной власти. Остальные 20 регионов демонстрировали широкий спектр из 15 различных систем веры в морализаторских богов: в одних первые свидетельства морализаторских богов были представлены в форме МВБ, а в других
— в форме ШНП. Первое появление морализаторских богов состоялась в Египте, где концепция сверхъестественного принуждения (богиня порядка Маат) присутствовала во второй династии, около 2800 г. до н.э. Далее последовали спорадические появления в местных религиях по всей Евразии (Месопотамия, около 2200 года до н.э.; Анатолия, около 1500 года до н.э.; Китай, около 1000 лет до н.э.), еще до того как в первом тысячелетии до н.э. началось массовое распространение транснациональных религий зороастризма и буддизма, а затем христианства и ислама. Хотя христианство и ислам впоследствии стали наиболее распространенными религиями, местные формы морализаторских богов существовали задолго до того, как они появились в большинстве регионов (например, считалось, что римские боги наказывают за нарушение клятвы от 500 года до н.э., почти за тысячелетие до принятия христианства как официальной римской религии). Многообразие религиозных систем, представленных в нашей глобальной выборке, позволяет сделать более общие выводы о религии, чем это было возможно ранее.

Гипотеза морализаторских богов предусматривает «статистическую причинно-следственную связь», в которой морализаторские боги облегчают эволюцию сложных обществ. Это указывает на то, что в среднем после появления морализаторских богов социальная сложность должна увеличиваться быстрее. Для проверки этого прогноза мы провели анализ временных рядов по 12 регионам, для которых были доступны данные о социальной сложности как до, так и после появления морализаторских богов (рис. 2). Характерно, что средние темпы роста социальной сложности были более чем в пять раз выше до, а не после появления морализаторских богов (парный t-тест, t = -6.6, df = 199, P

Источник: psyfactor.org

Вы можете оставить ваш комментарий, или обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить отзыв

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.